Maersk и MSC оставили CMA CGM за бортом

После неудачной попытки объединения тройки крупнейший контейнерных операторов планеты в союз P3, двое из них - Maersk и MSC (CMA CGM остался за бортом) заключили альянс 2M. “CTN logistics” рассмотрела ситуацию изнутри.

 

10 июля 2014 года две крупнейшие судоходные компании мира Maersk Line и Mediterranean Shipping Company (MSC) объявили о заключении договора по совместному использованию судов (Vessel Sharing Agreements или VSA) сроком на 10 лет. По заявлению участников - это существенно повысит эффективность грузоперевозок, а также качество предоставляемых услуг. Альянс получил логичное название 2M и должен начать совместную деятельность в начале 2015-го года.

 

В рамках соглашения предполагается задействовать 185 контейнеровозов вместимостью 2,1 млн. TEU/ДФЭ (Twenty-foot equivalent или Двадцатифутовый эквивалент). 110 единиц морского транспорта рассчитанного на 1,2 млн. TEU предоставит Maersk и 75 единиц вместимостью 0,9 млн. ДФЭ выделит MSC. Совместный парк планируется использовать на трех направлениях (Азия-Европа, Транстихоокеанском и Трансатлантическом) в рамках 21 маршрута (6 - Азия/Северная Европа, 4 - Азия/Средиземноморье, 4 - Азия/Западное побережье США, 2 - Азия/Восточное побережье США, 3 - Северная Европа/США и 2 - Средиземноморье/США). При этом речь идет только о совместном использовании флота, но никак не о слиянии активов и синхронизации бизнес-процессов.

 

Звучит впечатляюще, но куда более грандиозно выглядело бы потенциальное объединение не только упомянутых выше, но и вдобавок третьей по счету крупнейшей судоходной компании мира - CMA CGM. В середине июня 2013-го года совместный пресс-релиз трех гигантов сообщил о создании нового сервиса - P3 Network, который должен был объединить усилия партнеров на всех фронтах: логистическом, маркетинговым, ценообразования и формата оказания услуг. Такой комплекс мер позволил бы большой тройке снизить издержки на целый миллиард долларов в год и консолидировать в своих руках до 50% всех евро-азиатских контейнерных перевозок и до 30% транстихоокеанских. Флот альянса должен был составить 255 судов. На данный момент датская Maersk контролирует 15% рынка, итальянская MSC - 14%, а французская CMA CGM 9%.

 

И вроде бы ситуация развивалась наилучшим образом. В конце марта 2014 года Федеральная морская комиссия США дала добро на слияние трех главных морских китов современности, а уже осенью текущего года консорциум должен был начать свою деятельность. Однако остальной мир не горел желанием получить столь могучего конкурента. Южнокорейская комиссия по справедливой торговле призвала остальных азиатских регуляторов вступится за права земляков и не позволить европейскому колоссу подняться во весь рост. Свое слово сказала и Международная федерация транспортников, углядевшая в создании P3 реальную угрозу конкуренции, а значит и занятости работников индустрии грузоперевозок. Точку в истории поставило Министерство торговли Китая, вставшее, по итогам изучения вопроса, на сторону местных перевозчиков.

 

В результате соглашения по VSA между Maersk и MSC и образования союза 2М, CMA CGM осталась не только за бортом альянса, но и без части маршрутов, которые до того делила с неудавшимися партнерами. Так французы столкнулись со структурными трудностями на пути Дальний Восток/Средиземноморье, Азия/Северная Европа и на маршрутах через Тихий океан. По мнению специалистов единственным выходом из положения является союз с кем-то из других операторов. Но большинство из них либо уже задействованы в альянсах (таких как G6 и CKYHE), либо не представляют интереса в силу экономических причин. Эксперты предполагают, что наилучшим вариантом для CMA CGM будет консолидация с United Arab Shipping Co. (UASC) и China Shipping Container Lines (CSCL). Если европейцы сумеет договорится с арабами и китайцами, то доля такого союза составит не менее 19% от объема перевозок между Европой и Азией и почти 22% на маршруте Азия/Средиземноморье.


Компания “CTN logistics” сотрудничает со всеми ведущими морскими линиями планеты и всегда готова предложить своим дорогим клиентам лучшие условия контейнерных грузоперевозок из любой точки мира в Россию.