Газовая Чудоверфь или локализация по-русски

Путин навел шороху в судостроительной отрасли, что привело к созданию консорциума из крупнейших нефтегазовых компаний, который займется созданием необходимой для отрасли инфраструктуры на Дальнем Востоке.

 

Курс правительства России на импортозамещение и производство стратегически важных для государства товаров на территории страны принял конкретные очертания. На днях Министерство промышленности и торговли подписало соглашение с шестью крупнейшими российскими компаниями о создании совместного предприятия, призванного обеспечить газовую отрасль всем необходимым для добычи, переработки и транспортировки готовой продукции.

 

В состав большой шестерки вошли нефтегазовые компании “Роснефть”, “Газпром” и НОВАТЭК, финансовая структура “Газпромбанк”, мировой лидер на рынке танкерных перевозок “Совкомфлот” и судостроительный гигант “Объединенная судостроительная корпорация” (ОСК). Базироваться активы совместного предприятия будут на Дальнем Востоке.

 

История началась в 2009-м году, когда стартовало строительство суперверфи “Звезда” на Дальнем Востоке. Стоимость проекта оценивается в 110 млрд. рублей. Однако структурные проблемы, возникшие в ОСК не позволили выполнить план работ, которые запаздывают на 14 месяцев. Одной из причин задержки назвался выход из проекта южно-корейской компании Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME).

 

Это вызвало крайнее недовольство президента России, отчитавшего на совещании по развитию гражданского судостроения в августе прошлого года министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. Путин тогда заявил, - “Здесь все умирает, и у вас все умирает, сорвали проект огромный”. В свою очередь глава “Роснефти” Игорь Сечин предложил передать перспективный проект из ведения ОСК в руки инвесторов (на тот момент “Роснефти” и “Газпромбанка” в лице компании “Современные технологии судостроения” (СТС)), готовых профинансировать предприятие и организовать нормальную работу. В результате помимо “Звезды” в распоряжение новоиспеченного консорциума попали также 30-й судоремонтный завод в Приморье, Северо-восточный ремонтный центр на Камчатке, а также главный актив - 75% минус 2 акции Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС), на базе которого предполагалось создать единый центр заказов для отрасли.

 

В свою очередь Путин в ноябре направился с официальным визитом в Сеул, чтобы решить проблему с DSME. Итогом поездки стала договоренность о выкупе 32% акций южнокорейского гиганта по средствам СП “СТС”. Сделка оценивалась в $1,3 млрд. Также президент договорился с о вхождении корейцев в проект дальневосточного судостроительного кластера, чтобы завершить строительство мега-завода “Звезда” на два года ранее запланированного срока к 2016-му году. Помимо прочего покупка части DSME позволит использовать ее мощности для исполнения заказов в случае их срывов российскими верфями, а также привлечь корейские технологии при создании инжинирингового центра по судостроению для работы на шельфе.

 

Предполагалось, что к консорциуму “Роснефти” и “Газпромбанка” подключится газовый гигант НОВАТЭК и танкерный перевозчик “Совкомфлот”, но они не спешили с выхождением в проект. 4 июня 2014-го года Путин раскритиковал НОВАТЭК за желание приобретать все за границей. Решение не заставило себя долго ждать и вскоре опальная компания на пару с “Газпромом” влилась в стройные судостроительные ряды.

 

В связи с активным развитием шельфовой добычи и гигантским газовым контрактом с Китаем перед российским кораблестроением открываются широкие перспективы. Уже сейчас объем заказов, который пройдет через ДЦСС и “Звезду” до 2025 года планируется на уровне 780 млрд. рублей. Но получится ли организовать работу столь сложной и запутанной структуры, чьи активы переплетены друг с другом тысячью невидимых нитей и интересы чьих хозяев не всегда лежат в одной плоскости, сказать сложно.


Одно известно наверняка - стремление Путина к импортозамещению и развитию отечественной промышленности серьезны, как никогда. Поэтому наказывать за неисполнение своих указаний он будет безжалостно. Это дает надежду на то, что Россия в среднесрочной перспективе сможет наладить производство на своей территории. Меж тем компания CTN logistics продолжит держать руку на пульсе событий и незамедлительно реагировать на все изменения на море, суше и в воздухе. С нами вы всегда можете быть уверенны в исполнения заказа точно в срок и по самой лучшей цене.