Обзор грузовых ж/д перевозок за апрель 2016 года
Достичь его удалось за счет опережения плана погрузки высокодоходных и среднедоходных грузов, обусловленного, в том числе, улучшением рыночной конъюнктуры и своевременно принятыми перевозчиком тарифными решениями.
Первое, что стоит отметить в анализе грузооборота на сети железных дорог в апреле 2016 года, это рост погрузки по отношению к плановым показателям (на 28.04.2016 г он достиг 1,5%, а месячный план грузовой работы был выполнен по большинству номенклатур, за исключением удобрений, зерна и стройгрузов). Следует также подчеркнуть, что в апреле 2016 г. зафиксировано увеличение погрузки не только в сегменте низкодоходных грузов (+5% по сравнению с апрелем 2015 г.), но и в сегменте среднедоходных (+ 6,8%). Грузооборот за апрель 2016 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,2% и составил 189,6 млрд тарифных ткм. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время вырос на 1,9% и составил 242,9 млрд ткм.
В апреле 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. выросли объемы погрузки каменного угля (26,5 млн т, +4,7%), строительных грузов (12,8 млн т,+23,6%), руды цветной (1,6 млн т, +2,8%), цемента (2,3 млн т,+0,2%). По итогам погрузки среднедоходных товаров увеличились объемы химических и минеральных удобрений (4,3 млн т, +3,5%), лесных грузов (4,1 млн т, +10,3%), зерна (1,6 млн т, +33,9%). Стоит отметить зафиксированный впервые за довольно длительный период рост погрузки черных металлов (6 млн т,+3,7%) и грузов в контейнерах (2,2 млн т, +15,8%). Кроме того, увеличились объемы погрузки химикатов и соды (2,2 млн т, +7,1%). При этом продолжали снижаться объемы грузовой работы в сегменте нефти и нефтепродуктов (18,4 млн т, -11,2%), а также лома черных металлов, где темпы негативной динамики замедлились (1,4 млн т, -10,4%).
По словам заместителя руководителя ЦФТО ОАО «РЖД» Сергея Тугаринова, в настоящее время на сети продолжается некоторое снижение перевозок нефти и нефтепродуктов, которое замещается перевозками угля, прирастающими из года в год, а так же перевозками щебня, которые носят сезонный характер и нарастают в весенне-летний период. Что касается сокращения объемов перевозимой по инфраструктуре РЖД нефти, то ситуация исчерпывающе объясняется такими факторами, как переход этого товара на более дешевый трубопроводный транспорт и низкие цены на мировых рынках. Хотя стоит отметить, что с начала 2016 г. (по состоянию на 27.04.16) мировые биржевые цены на нефть марки «Brent» выросли на 25,9%, но при этом ранее, в 2015 г. - снизились на 45,3% в годовом исчислении. Росту погрузки нефти по сети РЖД не помогло и то обстоятельство, что в январе-марте 2016 г. объем ее добычи в России увеличился на +3,4% в годовом исчислении (+7% в марте к февралю 2016 г.).
Выпуск стали в стране в январе-марте 2016 г., по данным Росстата, напротив, снизился на 5,4% в годовом исчислении, готового стального проката – на 5,1%, стальных труб – на 5,4%. При этом с начала текущего года (на 22.04.16) цены на черные металлы в мире выросли на +17,7% (к концу декабря 2015 г.), а, например, в период с 15 по 22 апреля 2016 г. - на +3,6%. Рост стоимости черных металлов начался в феврале 2016 г. Благоприятное изменение конъюнктуры было обусловлено следующими факторами: сокращением экспорта стали Китаем в январе-феврале текущего года на -1,5% в годовом исчислении (-16,7% в феврале к январю 2016 г.) на фоне введения антидемпинговых пошлин на китайскую стальную продукцию странами ЕС, а также укреплением ценовой конъюнктуры рынка черных металлов стран Юго-Восточной Азии ввиду оживления спроса со стороны строительной отрасли в регионе в весенний период.
По данным компании «А Групп», апрельский рост железнодорожной погрузки поддержал и экспорт стальных труб и металлопроката. Основная причина – резкий взлет FOB-котировок и увеличение отгрузок на экспортных направлениях из-за разницы внутренних и экспортных цен. Введение антидемпинговых мер со стороны ЕС и США привело к тому, что экспортные потоки переориентировались с запада на юг, где в начале марта котировки на горячекатаный рулон выросли до $400 FOB-Черное море (+20–25% к аналогичному месяцу прошлого года). Сортовой прокат показал ту же динамику.
Свою роль сыграла и возможность применения гибкой системы тарифообразования и предоставления значительных, до 25%, скидок на транспортировку грузов, что позволило привлечь дополнительные грузопотоки черных металлов на сеть. В настоящее время предприятия черной металлургии ожидают официального подтверждения продления тарифной скидки на экспорт продукции. Напомним, что в течение I квартала 2016 года действовало решение о временном снижении тарифа путем предоставления скидки 12,8%, нивелирующей экспортную надбавку в 13,4% для перевозок черных металлов. Но это решение было временным и применялось при условии сохранения объемов перевозок на уровне 2015 года. «Сейчас, во II кварталу текущего года по-прежнему есть решение о сохранении скидки, но официальной публикации о продлении существующего порядка, даже с обременением по объемам перевозок, на последующие кварталы 2016 года нет, - комментирует ситуацию начальник отдела планирования и контроля выполнения заказов УК «Металлоинвест» Алексей Тюфаев. - Фактически отрасль, связанная с черной металлургии находится в подвешенном состоянии, не понимая будет ли эта скидка продлена на II квартал или нет».
На фоне небольшого укрепления цен остается достаточно благополучной и динамика экспортных грузопотоков угля. С начала текущего года (на 22.04.16) уровень экспортных цен австралийских поставщиков каменного энергетического угля увеличился на +2% (к концу декабря 2015 г.), южноафриканских – на +10,3%. С 15 по 22 апреля 2016 г. экспортные цены каменного энергетического угля южноафриканских поставщиков увеличились на +0,9%, австралийских – на +1%. На европейском угольном рынке в рассматриваемый период цены увеличились на +3,3% ввиду роста фрахтовых ставок на морской тоннаж на перевозки каменного угля;
По данным Минэнерго России, в январе-марте 2016 г. объем добычи угля в стране увеличился на +5,8% в годовом исчислении (+1,3% в марте к февралю 2016 г.), объем экспорта - на +5,2% (+10%). При этом расчетный индекс средних цен российских производителей на каменный энергетический уголь с начала текущего года (на 22.04.16) ввиду снижения спроса на твердое топливо со стороны предприятий, а также профицита его запасов на складах этих предприятий, данный показатель снизился на -3,5% (к концу декабря 2015 г.).
Российский рынок строительных материалов продолжает испытывать влияние ряда негативных факторов, среди которых нестабильность и неопределенность перспектив развития строительного комплекса, базирующегося на градостроительной политике и территориальном развитии регионов и федеральных округов, а также недостаточная инвестиционная активность в этой отрасли и в основных потребляющих отраслях. По данным Росстата январе-марте 2016 г. выпуск цемента в стране снизился на -18,3% в годовом исчислении (+37% в марте к февралю 2016 г.), производство железобетонных изделий и конструкций снизилось на -22,9% (+12,9%), нерудных строительных материалов - напротив, выросло на +6,8% (+20,8%). Именно поэтому, за счет наращивания добычи щебня, а также ряда регуляторных решений, связанных с лицензированием импортной продукции, объем перевозимых по сети РЖД стройгрузов в апреле 2016 г. увеличился в сравнении с апрелем прошлого года.
Достаточно устойчивой остается и ситуация в сегменте погрузки удобрений. Согласно прогнозным оценкам «International fertilizer industry association», в 2016 г. спрос на удобрения увеличится на +1% в годовом исчислении (главным образом, за счет таких регионов, как Латинская Америка, Индия, а также Китай). При этом наибольший рост спроса прогнозируется на калийные и фосфорные удобрения. Российский рынок удобрений проявляет адекватную реакцию. Объем производства минеральных удобрений в России, по данным Росстата, в январе-марте 2016 г. увеличился на +5,4% в годовом исчислении (+12,1% в марте к февралю 2016 г.).
Весьма неплохо выглядят и перевозки зерна по железной дороге. Минсельхоз прогнозируют, что экспорт зерновых из России в текущем сельскохозяйственном году (июль 2015 г. - июнь 2016 г.) увеличится на 4,1% в годовом исчислении и составит порядка 33 млн т. Отраслевые аналитики связывают рост экспорта, с тем, что мировые цены на зерно остаются высокими. К тому же за счет девальвации рубля традиционные конкуренты на мировом рынке проигрывают в стоимости продукции.
В апреле 2016 г. был зарегистрирован и рост в сегменте контейнерных перевозок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Картину хорошо иллюстрируют данные ОТЛК, подтверждающие существенный рост интереса клиентов и партнеров к сервисам компании. Так, фактический объем перевозки ОТЛК за март 2016 г. составил 5 046 ДФЭ против плановых 3 148 ДФЭ. В основном речь идет о транспортировке грузов в направлении стран ЕАЭС.
Тем не менее, как отметила эксперт ОАО «РЖД» Алевтина Кириллова, необходим целый комплекс мероприятий для повышения конкурентноспособности железных дорог России. Среди них – синхронизация расписания движения поездов с международными грузами, минимизация их простоев на подходах к пограничным пунктам и терминалам, а так же формирование единой IT-среды и системы слежения за передвижением грузов.